Как мошенники связываются с жертвами
Мошенники используют все возможные способы связи: знакомятся с жертвами лично, звонят по телефону, пишут на электронную почту, связываются в соцсетях.
Старые проверенные места для поиска потенциальных жертв — людные места (вокзалы, поезда, достопримечательности). Здесь люди оторваны от привычных условий, настроены на праздничный лад, расслаблены и готовы к неожиданным поворотам.
Именно тут ходят носильщики, которые уносят вещи неизвестно куда, гадалки, которые могут загипнотизировать и выманить все ценное, попрошайки, которым не хватает 50-100-200 рублей на билет домой, таксисты, которые знают где снять комнату недорого и увозят вас в дикий тараканник с завышенными ценами.
Второй по популярности канал связи охотника и жертвы — телефон. По телефону звонят чаще всего те, кто хочет любой ценой получить данные вашего банковского счета или убедить перевести деньги неизвестно кому под различными предлогами.
Легенды могут быть разные: банковский сотрудник предупреждает о кредите, который оформил посторонний; полицейский получил сигнал о мошенничестве с вашей картой, и надо срочно спасать деньги.
Третий способ связи — интернет: фальшивые сайты для оплаты, заказа билетов, бронирования гостиниц, фейковые платежные квитанции. Ничего не подозревающий пользователь вбивает в строку поиска «Купить билеты», выбирает неизвестную компанию с очень заманчивыми условиями и переводит деньги незнакомцам. А билетов не получает, или покупает ненастоящие и потом в кинозале выясняет, почему кто-то купил билеты на те же места.
Самые популярные мошеннические схемы
Все схемы можно разделить по типу воздействия — на что «давят» злодеи: любовь к близким, способность к эмпатии или жалость, жадность, страх, невежество. Все люди устроены примерно одинаково: мы любим своих близких и теряем самообладание, когда с ними происходит беда, мы хотим разбогатеть или сохранить то, что уже заработали.
А еще люди сочувствуют другим — близким, которым не хватает денег на неотложные нужды, чужим людям, у которых случилось несчастье. Мы можем недостаточно хорошо разбираться в медицине или электронике и выложить деньги за лекарства от всех болезней из мела и неработающие приборы.
Поговорим подробнее, на какие крючки ловят нас мошенники и как избежать ловушек.
Не верьте всему, что слышите
Несмотря на обилие информации про мошенников и пранкеров, люди по-прежнему доверчивы. Если даже главы государств верят шутникам, которые представляются президентами, что уж говорить про обычных людей. Звонки из банка или полиции нужно проверять.
Что делать? Простая фраза «Я перезвоню» и прерванный диалог уже уберегут дурных намерений. Для успокоения перезвоните в банк сами. Если у вас действительно есть проблемы со счетом, сотрудники помогут их разрешить, но обычно оказывается, что все в порядке.
Чего делать нельзя: называть номер банковской карты, переводить деньги на сторонние счета, чтобы «уберечь» их и сообщать коды одобрения покупок.
Не гонитесь за сверхприбылью
Любое слишком заманчивое предложение должно насторожить: не бывает высокой зарплаты, если не требуются высокие компетенции, хороший работодатель обучает сотрудников за свой счет, либо приглашает уже готовых специалистов — платить за то, чтобы дать вам работу, просят только недобросовестные люди.
Что делать? Выбирать проверенного инвестиционного советника и вообще проверять любую организацию, куда вы хотите вложить средства, уточнять о гарантиях и страховке. Например, банковские вклады Совкомбанка защищены страховкой.
Ставьте под сомнение любые обещания непонятно откуда берущегося дохода, слишком высоких дивидендов и ставок по вкладам.
А как быть, если хочется купить что-то очень хорошее за недорого? Остановиться и подумать. Распродажи не заканчиваются за одну минуту, фраза «Торопитесь! На курс осталось всего два места!» — манипуляция, скорее всего эта фраза написана не вчера, да и завтра не исчезнет.
У вас точно есть полчаса, чтобы прикинуть, действительно ли вам нужен выбранный продукт, проверенный ли продавец его предлагает, и чтобы позвонить другу — взгляд со стороны никогда не бывает лишним. Если продавец делает все для того, чтобы не дать подумать, — это верный признак того, что вас разводят.
Не переводите предоплату
Схема с предоплатой вроде бы известна всем: утром — деньги, вечером — стулья, а потом и стульев никаких нет, и деньги уже ушли. Но мы до сих пор попадаемся в эту ловушку. Почему? Боимся упустить выгоду — вдруг кто-то купит до нас.
Как работать с площадками объявлений? Пользуйтесь только официальным каналом для связи, прерывайте общение, если вам предлагают внести предоплату, оплатить доставку, минуя услуги сервиса, озвучить номер телефона, почты или карты. Не переходите по ссылкам, которые отправляют продавцы, даже если там, по их словам, фотографии товара. Так вы сами загрузите на телефон вирус, благодаря которому мошенники получат доступ к банковскому приложению и счетам.
Если вы своими руками перевели деньги фальшивому продавцу, тут ни сервис, ни банк не помогут вернуть средства.
Не давайте в долг неизвестно кому
Еще один способ быстро заработать на отзывчивости людей — взлом чужого аккаунта и просьба о помощи от чужого имени. Мошенники могут рассылать личные сообщения с просьбой дать в долг не очень крупную сумму, могут вывесить объявление на стену в ВК или другой соцсети, где расскажут об автомобильной аварии или пожаре.
Как уберечься в подобных случаях? Совет универсальный — не действовать сразу: ни родственник без денег, ни погорельцы без вещей не пострадают от того, что вы дадите себе пять минут и проверите информацию. Так вы и сами не потратите деньги зря, и знакомых предупредите, если кто-то их взломал.
Что делать? Проверьте данные фонда, работники благотворительной организации охотно подтвердят информацию, если сбор действительно идет. А вот если вы переведете средства на выдуманную операцию и потом узнаете, что ошиблись, больше помогать не захотите никому, даже тем, кому это нужно.
Если вы готовы помогать постоянно, оформите регулярный перевод на счет надежного фонда. Пусть это будет небольшая ежемесячная сумма, но вы будете точно знать, что она идет на чье-то лечение.
Что делать в подобных ситуациях? Прервать разговор и перезвонить внуку на его номер, другим членам семьи и узнать, не было ли аварий. Наверняка кто-то поймет, что дело нечисто, и предостережет родственника от необдуманных переводов.
Не жалейте мошенников
Иногда о помощи просят не по телефону или соцсети, а лично, глядя в глаза. Если с профессиональными попрошайками все понятно: например, вы не подаете им никогда, или подаете только по четвергам, или только у церкви, или только тем, кто играет на баяне. А как быть с теми, кто как будто просто попал в передрягу: украли деньги, телефон, документы, нет на билет или на бензин. Всякое ведь случается.
Как поступить? Предложите купить то, что нужно: просят на билет — предложите пройти до кассы и купить билет, просят на бензин — предложите залить бензин. Фальшивые бедолаги быстро отстанут, а те, кто действительно попал в трудную ситуацию, будут рады любой помощи.
Не переходите по неизвестным ссылкам
Мошенники попытаются сыграть на вашем любопытстве.
Как поступать в подобных случаях? Не переходить по сомнительным ссылкам, даже если любопытно. Если внимательно присмотреться, можно понять, что ссылка только похожа на адрес в другой соцсети.
Не заходите в чужой Apple ID через свой iPhone
Следующая история касается владельцев айфонов.
Что делать? Не быть, как Алик. Но если все уже произошло, обратитесь в техподдержку Apple.
Злые люди пытаются заработать на любопытстве, интересе к противоположному полу, способности к эмпатии. От такого не застрахован почти никто, а просчитать все мошеннические схемы заранее невозможно.
Есть одно простое правило — не действовать импульсивно, оно убережет от многих неприятностей: ни хорошую работу, ни качественный товар, ни надежный вклад нет нужды втюхивать и продавать сию минуту — у них и так есть покупатели.
Раз мы живем в информационном обществе, придется соблюдать правила информационной безопасности и проверять любую информацию.